Архитектурное решение
Инновационные идеи мировой архитектуры — то, ради чего приезжают на Экспо. Павильон России, реализованный по проекту Сергея Чобана и бюро СПИЧ в Дубае, — яркое и цельное архитектурное высказывание, которое служит заметным «пространственным» ориентиром. Здание оценили достаточно высоко — павильон включен в список рекомендованных для посещения официальными делегациями.
Архитектурно-композиционное решение Павильона России разработано с учетом его расположения на одном из ключевых перекрестков Экспо — пересечении авеню Горизонта, очерчивающего сектор «Мобильность», и авеню Гафа, ведущего к остановке шаттлов у главного входа. Павильон решен в виде двух встроенных друг в друга полусфер — куполов, воплощающих образ «Планеты Россия» и символизирующих цельность и глобальность.
Кроме того, с учетом расположения именно на территории «Мобильности», в образе павильона его авторы стремились запечатлеть идею постоянного движения как залога неостановимого поступательного развития, творчества, прогресса, а также очень важную для современного мира тему гармоничного сосуществования энергий и явлений самого разного порядка.
Павильон похож на клубок пряжи или проволоки, голову в чалме, храм Бухары или Самарканда, русскую матрешку, Кольца Сатурна и кружащуюся Планету Россия. Проект воплощает огромное количество смыслов и обладает при этом самодостаточной зрелищностью. Тем более, что в ядре экспозиции — мозг.
Планета Россия
Павильон представляет собой купольный объем в виде двух встроенных друг в друга полусфер, два купола один в другом, малый и большой. Их Сергей Чобан сравнивает с матрешкой, где одна голова вкладывается в другую, и еще с двойными оболочками куполов ренессанса и классицизма. Обрисовывают металлическую конструкцию разноцветные переплетенные трубки-нити.
Мотив разноцветных линий, по замыслу Сергея Чобана, восходит к традиции русского авангарда и изобретенному его ярким представителем Яковом Черниховым методу эксприматики — поиску новых форм в графике, способных вызвать «нужное» впечатление. Наш глаз сам домыслит пространственный образ.
В эскизах Сергея Чобана действительно заметна преемственность с графикой Чернихова — строгие и лаконичные начертания, принцип «беспредметности», не вмещающий никаких штампов, проявление динамики форм через свободное владение разноцветными линиями, их ощутимая внутренняя мобильность.
Архитектурные фантазии русского авангарда родились на стыке 20-х годов прошлого века. Авангард создавался в пику предшествующим стилям и во многом определил вклад нашей страны в развитие мировой культуры. Тема участия в Экспо «Творческий разум: определяя будущее» удачно сочетает ненавязчивую отсылку к русскому авангарду и работает на раскрытие темы «Мобильность».
Технически это воплощают круглые в сечении алюминиевые трубы диаметром 8 см, покрытые цветным полимерным составом, устойчивым к солнечным лучам и даже песчаным бурям. Начиная с боковых поверхностей павильона, появляется второй слой трубок, который, несомненно, добавляет интригу. Самое сложное в производстве этого фасада было согнуть трубки под нужным радиусом.
Шесть оттенков цвета складываются в разные комбинации, варьируя толщину полос и частоту употребления. Блестящая поверхность создает эффект отражения, постоянное изменение направлений — ощущение, что нет ни начала, ни конца. Общая длина всех трубок — 46 км. Количество фрагментов, из которых собрана облицовка, — более 1000.
Касание боковых фасадов с землёй смягчено отражениями на поверхности воды узких периметральных бассейнов. Такой прием добавляет живописности. С одной стороны, вода работает на климатическую концепцию и чуть охлаждает примыкающие конструкции, с другой — создает эффект зеркала.
Павильон России — один из «больших» на выставке, его диаметр — 37 м, высота — 26,7 м, площадь — 3630 м2. Павильон соответствует заданному на выставке высотному ограничению в 27 м и занимает собой большую часть отведенной территории.
Диаметр малого купола — 19, 7 м. Высота малого купола — 10,6 м. Диаметр экспозиционного купола — 36,4 м. Высота экспозиционного купола — 14,37 м. Площадь террас — 151 м2.
Павильон — трехъярусный. Первый этаж в нижнем ярусе служит вестибюлем, где можно «остыть» и передохнуть. Во втором ярусе размещен деловой блок конференц-залов и переговорных. Посетители выставки минуют его на эскалаторах, поднимаясь на верхний третий ярус, где расположен главный зал — экспозиционный.
На кровлях кафе и магазинов первого яруса устроены открытые террасы, одна из них прикрыта выступом большого купола — поэтому у объема возникает «козырек», усиливающий его сходство с «головой».
Вечерний облик здания формируется
с помощью мощной подсветки из расставленных по
кругу софитов на высоких опорах, «выхватывающих» объемы из темноты.
Описание взято с сайтов www.speech.su и www.archi.ru.
«Чувство формы линии, плоскости, объема, чувство ритма и чувство красок должны лечь в основу обучения предмета начертательного искусства. А чтобы лучше и легче дойти ученику в его желании научиться изображать, мы избавим его от так называемых "тормозящих начал и условностей"», — Яков Чернихов.
Архитекторы Павильона России — Сергей Чобан, Игорь Членов, Алексей Ильин (СПИЧ)
Внутренняя отделка и дизайн — Константин Петров, Simpateka Entertainment Group
Генеральный подрядчик строительства — Сrocus Group